Хром и закрытие окна

Chrome под macOS (как и другие продукты Гугла) считает, что введенный пользователем текст — это важно, а открытые пользователем вкладки — это не очень важно. Поэтому можно нажать на “Close” (красная кнопка в углу окна), и окно со всеми вкладками закроется без предупреждений. Вкладки можно восстановить одну за одной нажатиями Cmd+Shift+T.

Я никогда не пользуюсь кнопками в окнах, но для многих — это проблема. Я погуглил и нашел кучу жалоб и попыток что-то сделать. Раньше Гугл поддерживали специальное расширение Chrome Toolbox с расширенными настройками, но потом его перестали поддерживать, сославшись на то, что все нужные настройки будут в самом приложении. Но “Warn before closing multiple tabs” так и не появилось в самом Хроме.

Один дурацкий способ защититься от этого — открыть страницу, которая переспрашивает о закрытии. Браузеры так ведут себя по умолчанию, например, в формах: попробуйте начать вводить текст где-нибудь, и закрыть вкладку. Браузер спросит “Вы уверены?”. Такое же поведение можно эмулировать без форм JavaScript’ом.

Я сделал простую страничку, которая предупреждает о своем закрытии. Можно открыть ее, закрепить вкладку (pin tab) чтобы не мешалась, и работать. Если попытаться закрыть окно, то браузер переспросит:

chrome exit confirmation

Возможно, это плюс, но: это диалоговое окно вызывает какую-то повышенную когнитивную нагрузку. Моментально не получается понять, что нажимать — Leave или Stay. Эти слова из разряда «вообще, понятно, но в данной ситуации — шта».

Заходите: https://rakh.im/chrome-stop-closing/

UPD:

1. Оказывается, у многих еще проблемы со случайным закрытием через Cmd+Q. Тут решение намного проще: в меню Chrome можно поставить галочку Warn Before Quitting (снова оцените дизайн интерфейсов Гугла: настройка не в настройках, а в меню):

chrome exit confirmation

Еще дополнительный способ защититься от случайного закрытия любого приложения — это изменить комбинацию клавищ для конкретного приложения на уровне настроек ОС:

chrome exit confirmation

Я сделал Cmd+Alt+Q для закрытия, и случайно так уже не нажму.

2. Советуют включить настройку «при запуске открывать ранее открытые вкладки». Это хорошо, но речь идет про закрытие окна, а не закрытие Хрома.

Пользовательский ввод — это не только текст

Помните, как еще несколько лет назад нас просили заполнять длинные анкеты при регистрации на сайтах, а потом обнуляли форму по поводу и без? Типа, «такой имейл уже существует» — и бум! заполняй фамилию-имя-адрес-юзернейм заново.

Сегодня такого уже почти не встретишь. Все научились и привыкли, что так делать нельзя. Это правило — последствие более общего правила дизайна интерфейсов: пользовательский ввод бесценен, нельзя его никогда терять.

К сожалению, это общее правило пока еще не научились применять по-настоящему широко. Текст в формах — это всего лишь один из видов пользовательского ввода. Но есть и менее явные.

Я снова про Гугл, да. Ну, по продуктам Гугла можно писать книгу о плохом дизайне, что тут поделаешь.

Гугл Хромкаст позволяет «вещать» видео и аудио с разных сервисов на телевизор. Я им постоянно пользуюсь, но он меня совсем не уважает, и плюет на ту информацию, которую я ввожу. Если запустить ютуб-видео и поставить его на паузу, то через минут 15 оно просто сбросится, и Хромкаст выйдет из режима ютуба в режим «заставка с часами». Выбранное мной видео было моим пользовательским вводом, и Хромкаст зачем-то решил его забыть и заменить по определению не важным — заставкой с часами. Заставка нужна чтобы не показывать скучный черный экран, а не заменять собой саму суть устройства.

Такое же поведение будет, если собрать плейлист и остановить воспроизведение. Сбросится и забудется целый плейлист!

Любая информация, переданная от пользователя машине, и любая инвестиция ментальной энергии пользователя — также бесценна, как и текст в формах.

Давайте не делать как у Гугла

Обычно к Гуглу есть одна глобальная претензия: любовь корпорации собирать личную информацию. Это большая и важная тема, но меня удивляет отсутствие другой глобальной претензии: ответственность за дизайн и его последствия.

Я считаю, что любая крупная компания, создающая продукты (не важно, программные или физические) ответственна за то, как дизайн продуктов влияет на само восприятие дизайна. Гугл – отличный пример, потому что их продуктами пользуются миллионы, и эти продукты часто ставят в пример. Разработчики часто стараются сделать “как у Гугла”, потому что так и людям привычнее, и, вроде как, правильнее. Раньше это было неявное влияние, а теперь – прямое: Гугл в какой-то момент стал платформой для веб-приложений (Chrome) и мобильных приложений (Android), и придумал фреймворк для взаимодействия пользователей и машин – Material Design.

Теперь “делать как у Гугла” не просто хочется, а необходимо.

Проблема в том, что у всех реальных продуктов Гугла ужасный дизайн интерфейсов. Массовые и корпоративные, веб и мобильные – везде хаос и запутанность. Каждый раз, когда нужно сделать что-то в Гугл Драйве или админ-консоли G Suite, я просто теряюсь. Ни опыт, ни интуиция не помогают, я чувствую себя пенсионером, которому впервые показали компьютер. Несколько лет я пользовался Андроидом (чистым, на гугловском Нексусе), но до последнего не мог привыкнуть что является кнопкой, а что текстом.

Представьте, что годами живете в квартире, и постоянно путаете выключатель с кнопкой слива унитаза. У меня такое ощущение каждый день.

Конечно, возможно, это я такой странный. Но я не один такой.

Недостатки дизайна продуктов конкретной компании – это не глобальная проблема. У Гугла мало конкуренции, поэтому приходится пользоваться их продуктами, но это тоже вопрос третий. Меня волнует в первую очередь этот эффект “сделать как у Гугла”.

Вместо того, чтобы разрабатывать объективно хороший пользовательский опыт, часто более выгодным решением становится разрабатывать максимально похожий на Гугловский пользовательский опыт. Это не потому что разработчики такие плохие или ленивые. Это не потому, что пользователи такие плохие и любят лажу. Это просто работает, и система сама себя подпитывает.

Сложно хвалить Эппл и ругать Гугл, потому что там, где у Гугла дурацкие интерфейсы, у Эппла – баги и бессмысленные ограничения, но если говорить исключительно о дизайне интерфейсов, то Эппл как раз пример того, как влияние на пользователей и разработчиков может взращивать целые поколения хороших продуктов. Среднее приложение в экосистеме Эппл – лучше и удобнее среднего приложения в экосистеме Гугл.

Такая ответственность за влияние на восприятие “нормальности” есть у любой большой компании и индустрии в целом. Мы привыкли к непонятным интерфейсам стиральных машин и микроволновок. Поэтому новая стиральная машинка будет тише, эффективнее и красивее, но крутилки и иконки скорее всего так и останутся какими-то инопланетными. У производителя нет мотивации что-то улучшать в этом плане – они делают “как у Гугла” своей индустрии.

А Гугл любой индустрии неизбежно ухудшается со временем.

Глава 4: Часть ничего (черновик)

Продолжаю публиковать романчик в процессе написания. Это черновик четвертой главы. Все опубликованные главы одним большим документом можно найти на rakh.im/veter.

Вкус металла – это первая информация, которую стал обрабатывать мой мозг после резкого пробуждения. Вслед за этим появились новые ощущения: сухость в горле, жжение кожи где-то внизу, размеренные звуки какого-то механизма. Тело как будто включала команда операторов, строго следуя готовым инструкциям. Наконец, придя в относительно полное сознание, я спросил у человека, стоящего над головой:

– Что?..

Не смотря на глупую формулировку, человек, кажется, понял меня. Наверное, я для него не первый в таком состоянии. Наверное, что-то случилось, а этот человек – доктор. На нем была потрепанная серая одежда без каких-то опознавательных знаков, бледно-рыжие волосы и ухоженная борода с усами.

– Все в порядке, постарайся дышать равномерно и не пытайся вставать.

Я проигнорировал его и попытался подняться на локтях: ничего не получилось, я еле поднял ватные руки над собой, и они тут же упали на грудь. Я почти не почувствовал боли от контакта.

– Все в порядке, просто дыши, ты все равно не сможешь встать. Тебя излечат, не волнуйся, просто не думай сейчас ни о чем.

Думать о чем-то я не мог при всем желании. Жжение где-то внизу усиливалось медленно, но без остановки, и через пару минут в глаза стали падать капли пота, меня трясло от боли, руки все еще не подчинялись, ног я вообще не чувствовал. Я сжал челюсть и стал стонать. Еще через несколько секунд, которые к этому моменту уже казались долгими часами, я закричал. Сухой, хриплый, мертвецки болезненный крик разнесся по помещению. Судя по звуку, это был какой-то ангар или большой склад.

Хочу читать дальше! →

Режим только для записи: пара проблем

Недавно писал про переход в режим write only.

Первые две недели — чудесно. Спокойствие и безмятежность. Чувствую, как потихоньку отвоёвываю куски внимания и разума.

Пока столкнулся только с двумя проблемами:

1. Некоторые блоги сильно люблю. Без RSS-клиента обнаружил в какой-то момент, что попал по случайной старой ссылке в один из таких блогов и жадно сжирал несколько постов.

Возможные решения:

  • Вернуть таки RSS-клиент и сильно ограничить подписки. Минус тут в том, что если открывать клиент даже пару раз в неделю, то каждый раз там будет в лучшем случае пара постов, но чаще всего — пустота (любимые блогеры пишут редко). И такой опыт как-то удручает.
  • Подписаться на почтовые рассылки каждого блога. Они есть не у всех, но рассылку можно сгенерировать самому сторонними сервисами. Этот вариант нравится больше, потому что почту проверяю пару раз в день, и есть там новые посты или нет — не важно, это просто еще одно потенциальное письмо.
  • Сделать авто-отправку постов в Instapaper. Некоторые статьи я все еще почитываю, и Instapaper открываю регулярно. Этот вариант, кажется, лучший.

2. Хочу видеть твит-фидбек к Хекслету, курсам и подкасту. Твиттер остается мощным каналом связи, и ответы людей все же хочется видеть.

Возможные решения:

  • Отключить mute mentions в твиттере. Просто и понятно, но никакого контроля. Ну, и вернется желание по несколько раз в день смотреть что там написали. При этом у меня даже тви-клиентов нигде нет.
  • Сделать (или найти) какую-то штуку, которая будет присылать дайджест ответов раз в несколько дней. Или придумать что-то такое, что позволит видеть ответы, но не провоцировать заходить в твиттер самому.

Пока не знаю, что сделать. Включил mentions сегодня чтобы посмотреть на отклики по новым курсам и подкасту, увидел кучу позитива и лайков, конечно, порадовался. Отдельно порадовался твиту от @Egregors с такой фоткой:

Пока не знаю, как быть с Твиттером.

Режим только для записи

Провожу эксперимент: перешел везде, где можно в интернете в режим “только для записи”. То есть не читаю, не получаю информацию, а если взаимодействую с сайтами и социальными сетями, то только для публикации.

Расфолловил всех в твиттере и выключил mentions: не вижу никаких твитов в мою сторону. Отфрендил 80% людей в фейсбуке, оставил только тех, кого на самом деле встречал проводил какое-то время. Оставшихся расфолловил — то есть мы остались на связи, если нужно, но в моей ленте пусто. Хотел бы вообще удалить аккаунт на Фейсбуке, но по работе нужен :(

Удалил почтовый клиент, RSS-клиент и клиент для Реддита со всех устройств. Удалил кучу закладок из Хрома. Выключил комментарии в блоге. Почту читаю только за столом, пару раз в день.

Хорошие статьи все равно просачиваются через знакомых и Hacker News (от него пока не хочу отказываться). Освободившуюся энергию направляю на книги и писанину.

Если хотите пообщаться — пишите на почту. А если не хочется, то, наверное, это не так и важно.

Глава 3: Процесс отсутствия

Продолжаю публиковать романчик в процессе написания. Все опубликованные главы одним большим документом можно найти на rakh.im/veter.

Это казалось невозможным, но я заснул, не смотря на безумность ситуации и шум двигающегося контейнера. Это был глубокий, темный и пустынный сон, который бывает при полном физическом изнеможении. Такой, после которого просыпаешься и не знаешь — прошел час или десять часов.

Акс разбудил меня и сказал что-то, я не расслышал в полусне. Шум был уже другим и продолжал изменяться. Когда я окончательно пришел в себя, то понял — контейнер замедляется. В окне почти ничего не изменилось, такая же бесконечная плоскость, но почти на самом горизонте появилась чуть заметная темная полоска.

— Еще минуты три, — сказал Акс.

Похоже, все его вещи были аккуратно разложены по рюкзакам. Карманы комбинезона были набиты и смешно торчали во все стороны. Интересно, что у него там кроме еды. Оружие? Электроника? Фантастические устройства?

Перед тем, как я заснул, мы еще долго разговаривали. Знания множества деталей об этом мире никак не помогали мне ответить на вопрос «как попасть домой?». Моя Земля не подключена к Центрифуге и вообще не является частью цивилизации в широком смысле этого слова. Единственная зацепка — это Марсель, предполагаемый механик, занимающийся подключением новых миров к сети. Если эта теория верна, то нужно найти место, где он работает. Там, возможно, смогут мне помочь.

Но я понятия не имел, чего ожидать от других миров. Через каких-то двадцать минут я окажусь, о господи, в параллельном мире. Там все будет как на Земле, но с порталами вместо банкоматов? Или там живут монстры, не похожие на людей? Последнее менее вероятно, потому что пока я встретил двух представителей других миров, и оба были вполне себе обычными людьми. К тому же, говорили по-русски без какого-либо заметного акцента.

— Акс, ты можешь помочь мне?

Хочу читать дальше! →

Процесс создания урока  ★

Месяц назад начал новый курс по основам программирования на английском языке — Intro to Programming. Уроки выходят дважды в неделю, и включают в себя видео, дополнительные тексты, конспекты, тесты, упражнения и ссылки для самостоятельного просмотра и прочтения. Видео публикуются на YouTube. Подписывайтесь, кстати.

Сегодня расскажу, как происходит процесс создания одного урока, на примере урока номер 8 — про рекурсию. Итоговый результат можно увидеть в самом конце статьи.

При подготовке курса используются следующие источники для вдохновения:

  1. Курс «Основы программирования» Кирилла Мокевнина на Хекслете.
    Кирилл проделал огромную работу по созданию полной учебной программы на Хекслете, и «Основы» - это первый курс цикла. Нам важно, чтобы английская версия Хекслета, не смотря на отличия в формате и подаче, приводила людей примерно на тот же уровень, что и русская версия. Кирилл и вся наша команда долго шла к этой методологии, и в итоге получилось сделать цикл курсов не про язык или инструмент, а про программирование и абстракцию. Нужно сделать так, чтобы английская версия Хекслета была совместима с русской на уровне концепций, изучаемых навыков и приоритетов.
  2. Книга “Structure and Interpretation of Computer Programs”.
    Если можно прочитать только одну книгу по программированию, то этой книгой должна быть SICP. Первые несколько курсов на Хекслете основаны именно на ней.
  3. Интерактивные статьи и выступления Брета Виктора. Это просто фантастический человек. Советую посмотреть как минимум одно его выступление — Inventing on Principle.
  4. Книга Mindstorms: Children, Computers, And Powerful Ideas Сеймура Паперта. Про боязнь математики, неправильное обучение и интересный подход к обучению детей. Каждый учитель, а особенно учитель математики или информатики, должен прочитать ее.
  5. Кучка разных каналов на ютубе, особенно с хорошими визуализациями: Ted-ED, Vox, Minute Physics, Numberphile, Computerphile.

Процесс создания урока состоит из нескольких этапов: написание сценария, запись аудио, создание графики, запись видео, монтаж видео, проработка упражнения, проработка текстовой части урока, публикация на ютубе, публикация на Хекслете. На все уходит от 8 до 24 часов работы.

1. Сценарий

Первая задача — определить тему и написать текст сценария. У курса есть изначальный план, где расписаны темы для каждого урока, но в процессе иногда приходится немного менять порядок, перекидывать какие-то темы из одного места в другое, продумывать правильные варианты сквозного объяснения.

Вначале я выписал все главные темы на бумажки. Перед каждым уроком я выкладываю их на стол: вначале уже прошедшие темы, потом потенциальные темы для текущего урока, потом — оставшиеся.

Сразу видно, какие концепции уже можно использовать в новом уроке, о каких стоит напомнить, и про какие можно упомянуть, сделав таким образом заготовку для будущего урока.

Новый урок будет про рекурсию. Пора переходить к проработке последовательности объяснений и черновикам визуализации.

В этом курсе я стараюсь делать визуализацию не просто вторичным способом донесения информации, а «гражданином первого класса». Визуальная аналогия находится на одном уровне важности с формальным, словесным описанием концепции. Это требует консистентности — язык визуализации должен иметь смысл и не должен меняться на протяжении всего курса.

Например, в 4 уроке константы я показал, как бумажки: с одной стороны имя константы, с другой стороны — значение. Потом бумажку можно подставлять в другое место вместо числа:

А в 10 уроке появились переменные. Это такие же бумажки, но значение написано не ручкой, а карандашом. Поэтому значения переменных можно менять:

Функции — это коробки с двумя дырками. В одну можно положить что-нибудь, из другой она может что-нибудь выплюнуть.

В сегодняшнем уроке нужно показать, что определение функции и вызов функции — это разные вещи. Для этого аналогия с коробкой продолжается: определение функции это «схема коробки», а при вызове создается новая коробка. Таким образом рекурсивные вызовы становятся понятнее: нет никакого парадоксального вызова самого себя, есть просто создание новых идентичных коробок по одной схеме.

Я побаиваюсь, что в какой-то момент аналогия сломается и не будет больше работать. Но пока все более менее складывается. Вот, например, передача результата вызова одной функции в вызов другой функции:

anotherFunction(someFunction(3));

Проработка последовательности изложения и визуальных идей происходит на бумаге, в большом альбоме.

Потом я перехожу к тексту на компьютере. Использую любимый редактор Sublime Text 3 (нет, он не умер. нет, Атом не лучше). Один урок — это примерно 1000 слов или 4500 знаков. На это уходит в лучшем случае час-полтора, в худшем — несколько часов.

Готовый текст перечитываю еще несколько раз, потом проговариваю его вслух. В итоге приходится внести еще несколько правок. Далее — запись аудио.

Аудио

Записываю на любимый микрофон Rode Podcaster, который служит мне уже 10 лет.

В среднем уроки длятся 5-6 минут, и в идеале, конечно, запись должна длиться столько же. Сделать хорошую запись с первого дубля мне сложно, поэтому получается как минимум два дубля, и в каждом есть ошибки. Когда я ошибаюсь или запинаюсь, то просто выжидаю небольшую паузу и повторяю фразу или предложение. Потом все исправляю при монтаже.

В итоге запись 5-минутного аудио иногда растягивается на 40 минут. Восхитительно не получается никогда, но когда становится «не отвратительно», то я делаю копию файла и приступаю к монтажу: вырезаю ошибки, правлю продолжительность пауз, убираю клики, вздохи, пуки, лай собак. Потом применяю три фильтра: адаптивное подавление шумов, эквалайзер, примерно подстроенный под мой голос, и компрессор для уменьшения динамического диапазона (грубо говоря, чтобы сделать громкости более равномерными).

До — 10 минут:

После — 6.5 минут:

В процессе записи тоже бывают небольшие исправления текста. Аудио готово: это означает, что сценарий теперь точно финализирован. Пора браться за виртуальные кисти!

Графика и видео

Я умею рисовать дурацкие штуки, поэтому использую их в уроках.

Иду по сценарию и представляю, что должно быть на экране. Есть три типа медиа: рисованная графика, видео и текст. Текст — это код или какие-то короткие определения. Для каждого куска, где хочется видеть графику, рисую сцены — фигурки и объекты. Анимация будет при монтаже видео, поэтому нужно заранее нарисовать все так, чтобы было возможно нарезать позже.

На это уходит несколько часов. Дальше — съемка видео-частей. Снимаю манипуляции со всякими бумажками, наклейками, коробками, веревками, карандашами. Снимаю просто на телефон, иногда — с гетто-штативом:

Все, теперь на руках есть аудио, графика, видео и текст. Последний большой этап…

Монтаж

Самый муторный и долгий этап — монтаж видео. Все материалы сбрасываю в Final Cut Pro и начинаю накладывать нужные визуальные штуки на голос. Сначала — все самое очевидное. Эта графика и видео-ролики покрывают примерно 50%. Потом нужно заполнить оставшиеся 50%. Для этого обычно приходится дорисовывать или доснимать что-то в процессе.

Всякие простые звуки (чпоньк! пуннь! дзынь!) записываю сам, звуки посложнее нахожу в интернете. Иногда добавляю местами куски музыки или даже пару секунд видео из фильма или сериала. Обычно, просто для юмора.

Потом нужно добавить переходы, эффекты и анимацию. Обычно их не много, но в этом конкретном уроке пришлось попотеть: для визуализации рекурсивного подсчета факториала нужно было «создавать» из воздуха несколько коробок, передавать туда цифры, заглядывать внутрь каждой коробки чтобы показать, как работает функция, потом возвращать значения в предыдущие коробки. В одном 50-секундном отрезке вышло больше переходов и анимаций, чем в целом уроке средней сложности.

На этом этапе всегда можно поработать больше. Сколько есть времени — столько и будет длиться монтаж, поэтому я просто смотрю на время. Если позволяет — сижу еще. Если нет — то поправляю все самые важные моменты, и после пары финальных просмотров экспортирую видео.

Пока компьютер надрывается и шумит, как пылесос, я готовлю текстовую часть урока к публикации.

Текст урока

Каждый урок это комплект: видео + текст. Текст состоит из нескольких секций:

  1. Важные заметки. Что-то не критичное, но важное, не вошедшее в видео-часть.
  2. Конспект. Короткая выжимка всего урока. Чтобы учащиеся могли быстро освежить память.
  3. Рекомендуемые и опциональные материалы — ссылки на статьи, видео и сайты по теме урока.
  4. Полный текст урока. То, что я писал на первом шаге.

Все это находится в одном маркдаун-файле, который в итоге уходит в репозиторий курса, откуда Хекслет и получает всю информацию.

Упражнение

Практические упражнения — одна из главных фишек Хекслета. Кирилл сделал hexlet-exercise-kit, универсальный набор для создания и тестирования упражнений. Упражнение — это текст задания + решение + тесты. Учащийся получает упражнение с вырезанным решением, а после самостоятельного прохождения может посмотреть наше решение.

Иногда я беру упражнения из курса «Основы программирования» и модифицирую их с учетом изученного ранее материала, иногда делаю новые. Тут снова очень помогают бумажки из первого шага: сразу понятно, какие штуки можно включать в требуемое решение, о чем стоит напомнить, и т.д.

Упражнение — хорошее место не только для закрепления полученных в теоретической части знаний, но и для подачи новых концепций. Рекурсию и другие абстрактные идеи лучше объяснить визуально, видео для этого подходит хорошо. Но, скажем, служебные функции для преобразования текста и просто инструментарий языка лучше быстро объяснить текстом прямо в задании, и дать учащемуся использовать их в упражнении в ту же секунду.

Публикация на YouTube

Экспортированное видео нужно просмотреть еще раз, можно на ускоренной перемотке. Удостовериться, что нет артефактов и явных косяков. Потом видео уходит на YouTube.

Для видео нужна обложка. Я просто беру интересный кадр, передвигаю объекты так, чтобы поместить надпись и добавляю надпись от руки.

Теперь нужно добавить субтитры. Делаю копию файла с текстом урока, удаляю оттуда код и другие элементы, которые не попали в аудио-версию, очищаю от маркдаун-разметки, потом добавляю этот файл к видео на YouTube. Их умная система сама распознает голос и текст, и автоматически проставляет время для каждой фразы. Это очень круто, потому что изначально я думал, что придется делать это вручную.

Тесты и публикация на Хекслете

Добавляю новый урок на Хекслет, добавляю 4-6 вопросов в тесты (квизы). Эти тесты нужно пройти сразу после видео, перед упражнением. Задача — проверить концептуальное понимание, поэтому там не бывает вопросов на тренировку памяти.

Добавляю практическое упражнение на Хекслет. Оно собирается и проверяется автоматически несколько минут. У нас очень крутая система — если решение не проходит или тесты не работают или тесты вообще проходят без решения, то упражнение не опубликуется пока не исправишь ошибки.

Прикрепляю упражнение к уроку и жму «Опубликовать». Уф! Всё!

Теперь нужно проверить, все ли нормально вывелось на сайте, тексты, картинки, ссылки, проверить квизы и упражнение, потом написать в твиттер и фейсбук.

Результат

Вот итоговое видео:

Подпишитесь на канал чтобы не пропустить новые видео.

А сам урок, со всеми текстами, упражнением и тестами — на Хекслете.

Это полностью бесплатный курс, и я отвечаю на все вопросы. Подключайтесь и давайте изучать программирование вместе :)

Глава 2: Важность смысла переоценена

Продолжаю публиковать романчик в процессе написания. Все опубликованные главы одним большим документом можно найти на rakh.im/veter.

​Прошло, наверное, уже два часа. Я инстинктивно пытался найти хоть что-то хорошее в текущей ситуации. Хотя бы не нужно бежать, успокаивал я себя. Но это не работало. Я вообще не должен бежать, невозможно убегать от стены, невозможно ехать в бесконечном, черном блоке с дыркой. Это все невозможно, это должно прекратится, галлюцинация должна закончится.

​Галлюцинация не заканчивалась.

​Я всеми силами отгонял от себя мысли о том, что все происходит на самом деле, что это не плод моего воображения, сдобренный наркотиками. Мне не знаком эффект от тяжелых наркотиков, но я уверен, что таким он быть не может. Хотя, вдруг Марсель и правда не с Земли, и это инопланетянские наркотики?

​Это уже бред.

​Ха, бред… Как будто все остальное не бред.

​Я сидел на месте все это время, изредка вставал и отходил на пару метров от дыры, через которую попал сюда. Кажется, что я в огромном, темном грузовом вагоне или стальном контейнере. Кажется, все поверхности были черными, так, что свет из окна почти ничего не мог осветить. Естественно, идти куда-то вдаль от окна было еще страшнее, чем думать о том, что это не галлюцинация.

​Еще несколько раз я пытался крепко зажмуриться, сосредоточиться и вернуться домой. Ничего. Я пытался вспомнить свою квартиру в деталях, пытался представить себя там. Думал о еде и яблочном соке.

​Черт, я хочу пить.

Хочу читать дальше! →

Глава 1: Самое время почувствовать страх  ★

Лет 10 назад я начал писать фантастический рассказ в толстой тетрадке. Мой друг Дамир придумал для него название — «Ветер дует со стороны гор». Мы тогда жили в общежитии в Алматы, и рядом были горы. Иногда по вечерам с их стороны дул прохладный ветер.

Я несколько раз пытался возвращаться к этому проекту, но никогда не понимал, о чем этот рассказ. Всегда было много идей, но никогда не было структуры и понимания смысла.

За это время рассказ разросся до примерно 1/8 размера небольшого романа, получил четыре параллельных версии и два разных стиля. Как любой профессиональный прокрастинатор, вместо того, чтобы двигаться вперед, я иногда решал “переписать прошлую главу”.

В прошлом году я, наконец, собрал все, выкинул лишнее и оставил одну версию. Теперь медленно работаю над ней, не переписываю прошлые главы и не делаю параллельных версий.

Хочу постепенно выкладывать главы сюда. Буду рад любому фидбеку, но главное — хочу узнать, сколько людей вообще потянет читать после первого абзаца. Пользуясь случаем, включил в блоге комментарии.

Все опубликованные главы одним большим документом можно найти на rakh.im/veter.

Вот первая глава →

Новый курс на английском языке

Ура, я возвращаюсь к созданию курсов, на этот раз — на английском языке. Первый курс начался вчера — Intro to Programming. Он бесплатный, рассчитан на новичков, и мы вместе будем отвечать на разные интересные вопросы, начиная с “что такое компьютер” и “что такое язык программирования”.

  • В каждом уроке — дополнительные материалы: конспекты, рекомендуемые к прочтению и просмотру статьи и видеоролики, иллюстрации (примеры иллюстраций).
  • Практические упражнения прямо в браузере (начиная с третьего урока)
  • Отвечаю на все вопросы в разделе “Q&A” на странице урока.
  • Несколько раз в месяц — вебинары с ответами на самые каверзные вопросы в прямом эфире.
  • Новые уроки — каждый вторник я пятницу.

Кроме того, есть несколько услуг для тех, кто хочет подтянуть английский:

  • Несколько раз в месяц — вебинары с ответами на вопросы по английскому языку.
  • Есть 10 доступных мест на «Расширенный план». С такими подписчиками делаю персональный ежемесячный созвон по скайпу для обсуждения любых вопросов (на англ. и/или русском) по программированию, карьере и изучению английского. Или чего угодно — как захотите :)

За обновлениями и новыми уроками можно следить на ютубе, в твиттере или фейсбуке. А, еще у нас теперь есть свой сабреддит!

Лучшие сериалы

Я очень люблю сериалы. Вот список моих любимых.

Где брать время? Откуда я знаю. Перестаньте навещать маму, я не знаю. А какого совета вы ожидали? Лайфхак? Ну, вот один: смотрите во время еды. Обед и ужин.

Использую в списке оригинальные названия, потому что сериалы и фильмы нужно смотреть в оригинале. С субтитрами, если плохо слышно или непонятно. Смотреть сериалы и фильмы в озвучке это также, как слушать музыку группы Queen в перепевке Алексея Правлюдко и Елены Сомалениной.

Кто эти люди? Вот именно, понятия не имею. Никто. Такие же непонятные люди заменяют своими голосами важнейшую часть произведения искусства: голоса главных героев.

Представьте, что пошли на The Revenant, там вместо Леонардо Ди Каприо какой-то левый мужик.

«Но я плохо понимаю английский». А английский тут ни при чем. Я не понимаю шведский, испанский, датский (его никто не понимает, на самом деле), и кучу других языков. Но эти страны выпускают офигенные сериалы. Для этого существуют субтитры.


Очевидное

Это категория сериалов, которые и так все советуют и все знают. Включаю для целостности картины:

Game of Thrones

Советую читать книгу и параллельно смотреть по одной серии, это офигенно! Конечно, я сначала посмотрел весь сериал, и только потом открыл для себя книги, но зато уже успел все забыть, и первую книгу и первый сезон смотрю как будто с нуля.

Breaking Bad

Say my name!

True Detective

На второй сезон моего мозга не хватило. Но первый – сказка.

House MD

Это так странно, когда очень длинный сериал остается очень хорошим.

Fargo

Alright then.


Фантастика

Firefly

Что лучше: если вернется Иисус или Firefly? Ммм…

Black Mirror

Недавно начался новый сезон, и он не менее крут предыдущих двух.

Rick and Morty

Несколько деталей из этого офигенного мультика можно найти в моем блоге.

Futurama

Bite my shiny metal ass!

Battlestar Galactica

Если втянетесь, то можете потом еще посмотреть Caprica.

The Expanse

Книгу еще не читал, но, кажется, она крутая.

Lost Room

Немного глуповато, но втянуло. Напомните по атмосфере какой-то один из Silent Hill’ов.


Комедии

Louie

Совершенно фантастический сериал от комедианта Луи Си Кея, про “себя” и “свою” жизнь.

Arrested Development

Один из лучших сериалов всех времен и народов. Последний сезон можно не смотреть.

It’s Always Sunny in Philadelphia

Просто лучший сериал. Вообще.

Community

От Дэна Хармона, того же волшебного чувака, который подарил человечеству Рика и Морти.

Seinfeld

Бесконечный ситком ни о чем. Один из моих самых любимых.

Black Books

Дилан Моран – классный. Если понравится этот сериал, то советую посмотреть все его стэндапы.

Easy

Просто приятные и добрые истории разных групп связанных между собой людей.

Extras

Рики Джервейс – это еще один талантливый комик, продюсер и актер. Некоторые его работы мне нравятся, но не сильно (как американский The Office), некоторые не нравятся совсем (как Derek), но некоторые – просто люблю: Extras и все его стэндапы.

Parks and Recreation

Голосую за Лесли Ноуп. Комедия в стиле The Office.

The IT Crowd

Классика уже.

Silicon Valley

Про стартапы, инвесторов, технологии и главное – про буллщит.

High Maintenance

Классны истории клиентов одного прикольного продавца марихуаны. Начался как веб-сериал, потом новые сезоны стали выходить на Вимео, а теперь начался полноценный сериал на HBO! Советую все серии всех сезонов – это чудесно.

Master of None

Азиз Ансари, знакомый многим из Parks and Recreation, кроме неплохого стэндапа умудрился снять отличный сериал про “себя”. Вообще, этот стиль Луи становится популярным, и пока у хороших стэндапщиков получаются хорошие сериалы. Интересно наблюдать, как приемы одного вида комедии уместно превращаются в приемы другого вида. Следующий сериал – из той же серии.

Better Things

Памела Адлон снималась у самого Луи в его одноименном сериале, а недавно начала свой. И это не менее чудесно.

Casual

Дисфункциональные семьи, люди и травмы – это всегда забавно, правда?

Love

Многие не любят Джиллиан Джейкобс (Брита из Community), но мне кажется, она клевая. Love – это детище Джуда Апатова, который обычно снимает комедии в свойственном ему стиле. Забавный, добрый сериал про любовь.

The Brink

Джек Блек, Тим Роббинс, Пакистан, ЦРУ, война. Что может быть смешнее?

Togetherness

Семья, дружба, странности и простые люди. Очень рад, что сейчас подобный сеттинг становится популярным. Обычные, дисфункциональные люди – это круто.

30 Rock

Очень мета, очень качественно, очень странно.


Исторические сериалы

Rome

Один из трех моих любимых сериалов за все время (наряду с It’s Always Sunny и Rick and Morty). Наверное, лучшая историческая драма от HBO.

Black Sails

Нормальные пираты (а не клоуны из Пиратов Карибского моря) – как глоток свежего воздуха.


Бандюки, наркота, полиция

The Wire

Если постараться и посмотреть первые две серии, то потом невозможно оторваться. Возможно, лучшее, что было снято про мир наркотиков и волшебный США.

Narcos

Пута! Круто снятая история взлета и падения Пабло Эскобара.

Startup

Нетипичная стартап-история. Затянуло неожиданно.

Happy Valley

Страшненькая изнанка маленького английского городка.

Homeland

Абу Назир! Стоить смотреть хотя бы ради главной актрисы.

Детективы

У европейцев, как правило, с детективами все круче.

Bron/Broen

Наверное, лучший детектив за последние годы. Тело найдено на мосту между Швецией и Данией, прямо поперек границы. Главная актриса – гениальна.

The Night Of

Не самая типичная история.

The Killing

Тот случай, когда американский римейк европейского детектива оказывается в разы круче.

Luther

Ах, Лютер, какой же ты крутой.

The Fall

Ирландия, маньяк, Джиллиан Андерсон (Скалли из Секретных Материалов).

River

…but my baby just loves to dance…

Line of Duty

Коррупция в полиции, расследования и подставы.


Драмы

House of Cards

Make America Great Again! Кевин Спейси в роли беспощадного политика.

Better Call Saul

Было немного страшно, что приквел к Breaking Bad без главных героев Breaking Bad будет странным и непонятным, но Better Call Saul оказался самобытным, чудесным сериалом.

Atlanta

Талантливый Childish Gambino (Трой из Community) – музыкант, комик, актер, а теперь еще и продюсер интересного сериала.

Billions

Бездушный инвестор vs. бездушный (и жалкий) прокурор.

The Americans

Советские шпионы в Америке 80-х.

Halt and Catch Fire

История нескольких технарей и упоротого бизнесмена на заре массовой компьютеризации и сетей.

Hell on Wheels

Чертовски крутой сериал про строительство трансконтинентальной железной дороги в Америке.

Boss

Малая известность этого сериала – практически преступление против культуры. Про мэра Чикаго, который любит власть. Из политических драм – это даже круче, чем House of Cards.

Rubicon

Еще один незаслуженно неизвестный сериал. Про службу аналитиков, которые предоставляют информацию шпионским и гос службам.

Borgen

Датская политическая драма. Это интереснее, чем звучит, правда.

Flaked

Комедия, плавно превращающаяся в печаль.

Orange is The New Black

Комедия, беспрерывно превращающаяся в печаль.


Документальные сериалы

Planet Earth

Феноменальный, красивейший сериал про природу. Скоро новый сезон!

Cosmos A SpaceTime Odyssey

Нил Деграсс Тайсон (кстати, я переводил небольшое интервью с ним) сделал “римейк” одноименного документального сериала своего учителя и наставника Карла Сагана.

The Jinx

Эталонный документальный фильм про… убийцу?

Продукты пока не для людей  ★

Помните, когда ваши родители и другие далекие от ИТ люди пытались пользоваться вашим Windows 95 или каким-нибудь Norton Commander’ом, или копировали ярлык программы на дискету, удивляясь, что туда поместились все игры и еще место осталось. А вы стояли рядом и думали, что человек вообще ничего не понимает в компьютерах и тыкается просто как слепой котёнок в надежде, что эта волшебная машина каким-то образом все поймет. Это были времена, когда программисты делали продукты для программистов.

Это было не круто, но хотя бы искренне. Никто особо не притворялся, что программы написаны для людей, и было общее понимание: чтобы пользоваться компьютером нужно учиться. Или иметь знакомого программиста.

Сегодня наступили времена, когда программисты делают продукты для людей считают, что делают продукты для людей.

Это не круто и не искренне. Сейчас слепым котёнком себя чувствуют все — и программисты и простые люди. Нужно учиться или просто запоминать, как пользоваться каждым сайтом и приложением. И речь не столько про мелкий софт, сколько про самые массовые штуки: все интерфейсы Гугла это хаос и безумие, Фейсбук это безумие и бардак, Андроид это бардак и головокружение. Попытки выполнить любую не базовую, не самую примитивную операцию похожи на классические пиксель-хантинг игры-квесты: А что если нажать сюда? А это кнопка? А это можно потянуть? Ой, это текст, но он кликается, а это кнопка, но она не кликается…

Общее впечатление от работы с современными интерфейсами это сон. Знаете, как во сне пытаешься бежать, и ничего не получается. И все хаотически меняется и ничего не имеет смысла. А Гугл и Фейсбук все это изучают, делают АБ-тестирование и думают «хмм, а если подвинуть кнопку влево, то в полтора раза больше людей нажмут на нее в первую минуту». И выходит новая версия плохого интерфейса.

Программистам сложно делать по-настоящему безболезненные продукты, потому что чтобы стать программистами, мы долгое время последовательно и упорно страдали. Такова реальность — сегодня нужно съесть много говна чтобы стать программистом. И толерантность к боли у нас намного выше, и это влияет на то, как мы проектируем продукты и интерфейсы.

Я говорю, конечно, об инструментах программирования: языках, библиотеках, фреймворках. Перед тем, как дать волю своей креативной энергии или углубиться в интересные абстракции информатики, нужно сначала совладать с версиями, зависимостями, несовместимостью, багами, апдейтами и прочей случайной сложностью (accidental complexity). И это замкнутый круг, потому что инструменты программирования делают такие же программисты.

Естественно, программисты не от любви к боли все это терпят, и постоянно стараются улучшить ситуацию. К сожалению, очень часто за это платят пользователи: архитектурные решения, принятые на основе удобства разработчика, влияют на пользовательский опыт, дизайн и интерфейсы. Мой любимый пример — текстовый редактор Атом. Текстовый. Работает с видимой задержкой и тормозами на безумно мощной, многоядерной, многогигабайтной машине. Хуже, чем 30 лет назад. Потому что Электрон — удобный инструмент разработчика.

Можно долго ругать программистов, твердить, что люди разучились писать код, что фронтэндеры совсем сошли с ума, и npm — это зло. Но мне кажется, что на макро-уровне это просто такой переходный период. Когда-нибудь мы придем к тому, что программисты станут делать продукты для людей, и, возможно, мы будем считать, что это просто «люди делают продукты для людей».

Открытые протоколы

Интернет и современные компьютерные системы были придуманы учеными и инженерами. Их целью было создание универсальных конструкций, поддерживающих многолетнее развитие и улучшение.

Среди прочего, мы получили две важные концепции, на которых основаны все современные технологии и интернет:

  1. Слои абстракции.
    Эта идея позволяет нам, например, переключиться с Wi-Fi на кабель, при этом интернет как работал, так и продолжит работать. Браузер не узнает, что беспроводной доступ изменился на проводной. Более того, браузер никогда и не знал о том, откуда к нему приходит информация.

  2. Открытые протоколы.
    Эта идея позволяет нам, например, отправлять почту с Gmail на Yahoo, читать ее в разных клиентах и не думать о том, какая компания обрабатывает почту собеседника.

К сожалению, бизнес-модели современных ИТ-монополистов плохо сочетаются с этими концепциями. Это не какой-то мировой заговор против свободы и развития, это просто реальность коммерческой оценки. Нужно понимать, что в этом сценарии нет «их», злых компаний, которые хотят нажиться, и нет «нас», хороших потребителей, которые платят деньгами и вниманием. Есть одна реальность, и ее стоит улучшать.

Когда говорят о закрытой архитектуре, то обычно вспоминают Эппл. В компьютерах Эппл сегодня невозможно заменить практически ничего, даже жесткий диск или оперативную память. Но я бы хотел поговорить не о железе, в котором у меня нет никакой квалификации, а о виртуальных ценностях: программах и медиа.

Мгновенные сообщения

Раньше был популярен открытый протокол для обмена сообщениями (XMPP). Его использовал Гугл в своем Google Talk, и люди могли использовать любые подходящие приложения-клиенты. При желании можно было написать свой клиент. И гугловское приложение было еще одним клиентом.

Правила диктовались открытой, некоммерческой группой ученых и инженеров. Они не были заинтересованы ни в количестве пользователей, ни в популярности приложений, ни в дивидендах собственников компаний. Их задача была инженерной: развивать качественный, надеждый протокол для общения. Это та же категория людей, которая занимается протоколами самого интернета, электронной почты и так далее.

Протокол, конечно, никуда не делся, но Гугл ушел от него и перевел свой мессенджер на собственный, закрытый протокол. Естественно, для коммерческой компании такая закрытость выгодна. Поэтому сегодня мы живем во времена «войн мессенджеров», когда приходится устанавливать кучу приложений, потому что в каждом найдется пара людей, с которыми невозможно свзяаться иным способом. И все эти приложения делают одно и то же: обмениваются сообщениями. Где-то с гифками, где-то со стикерами, где-то с фейерверками, но фундаментально это все одно и то же.

Представьте себе ситуацию, что для отправки письма на [email protected] вам придется заводить почту на yahoo.com. Нельзя отправить туда письмо с Gmail. Безумие? Конечно. С мессенджерами то же самое. Совершенно бессмысленное безумие.

Нет никаких Hangouts, Telegram, WhatsApp или Viber. Есть понятие мгновенных сообщений в интернете, и есть протокол, который нужно развивать. Я не против стикеров, ботов и шифрования. Но все это можно сделать сразу и для всех.

Почта

Электронная почта — практически последний оплот открытых протоколов. Но Гугл уже так изменил внутренности Gmail’а, что сегодня они не удовлетворяют стандарту IMAP. Именно поэтому пользоваться Gmail’ом в сторонних клиентах это очень часто боль.

Фичи Google Inbox вроде отложенных напоминаний делают из электронной почты закрытое приложение «электронная почта».

Это все «у нас отняли». Давайте теперь пофантазируем, что нам могли бы «дать» новые открытые протоколы и стандарты.

Документы и заметки

Раньше для заметок я использовал Evernote. Потом перешел на nvALT с текстовыми файлами. Это хорошее решение, но иногда возможностей не хватает. Хочется хранить картинки и другие медиа, например.

Evernote, oneNote, Apple Notes, Google Keep — все хранят заметки в своих внутренних форматах. Мигрировать с одной системы в другую очень сложно. Вашими данными владеет компания, а вы арендуете к ним доступ.

С документами у меня вообще хаос. Если есть выбор, то мне нравится использовать стандартный Pages.App в Mac OS. Все, что нужно расшаривать, уходит в Google Docs. Ну, и, конечно, всегда есть тот самый чувак, который присылает что-то в .doc.

Представьте себе, что для любых мультимедийных документов есть общий формат и протокол передачи. Есть шаринг на уровне протокола. Есть нативные и веб-клиенты. И файлы хранятся в виде понятных всем файлов.

Книги, музыка и видео

Фильмы, сериалы, музыка, книги и другое медиа обычно привязано к магазину. Некоторые сериалы можно посмотреть на Netflix (если вам повезло со страной проживания), некоторые — на HBO Online, а некоторые на iTunes. При этом необходимые для просмотра приложения тоже у каждого источника свои. Хочешь платить много денег и смотерть все, всегда и удобно? Извини, нет. В лучшем случае придется платить много и смотреть кое-что, иногда и неудобно.

Это немного другая тема, но идея та же: представьте себе, что нет «музыки на Spotify» или «книг на Amazon». Есть просто песня. Или просто книга. И книгу можно купить в разных магазинах. Но в итоге вы получите не право транслировать ее на определнное устройство, не доступ к приложению, а… книгу. Которую сможете почитать где угодно и как угодно.

Другое

Интересно представить себе универсальный протокол для планировщиков задач. Todo-приложения бывают самые разные, но, может быть, есть возможность создания универсального формата. Задача, дедлайн, время, иерархия, ответственность, шаринг… Ведь это не фантастика.

Что делать

Я не знаю.

Медитация и разумная внимательность  ★

В этом году заново открыл для себя медитацию.

Среди распространенных ассоциаций и стереотипов, связанных с этим словом — буддийские монахи, поза лотоса, гипнотическое состояние, карма, перерождения и все такое.

Сегодня медитация обычно означает простую в описании практику, которая не влечет за собой никаких религиозных или культурных штук. Так же как бег по утрам не делает из вас олимпийца, медитация не делает из вас монаха. Будет проще, если понять это еще до знакомства с самой сутью практики. Медитация, чем бы она ни была, это просто полезное действие. Положительный эффект особенно заметен при регулярной практике, как и это бывает с физкультурой или здоровым сном, например.

Выходить на пробежки и правильно питаться — это понятно. Так решаются существующие или потенциальные проблемы с телом. А какую проблему помогает решить медитация? Самый популярный ответ — стресс, но это не совсем корректный ответ. Это как говорить, что занятия спортом помогают избавиться от отдышки. Это последствие, побочный эффект.

Фундаментальная проблема, с которой помогает совладать медитация, это разум. Он — безумие, хаотичное и неадекватное создание. Пьяная макака. Пока я писал эти абзацы, мой разум успел подумать о десятке разных вещей, вспомнить кучку разных моментов из жизни, поволноваться о том, как воспримут эту публикацию, а на фоне еще пел отрывки песен группы Outkast. А ведь я занят, зачем мне все это?

Когда говорят «сфокусироваться», то имеют ввиду совладать с разумом, который постоянно хочет делать что-то другое, подумать о чем-то другом, вспомнить что-то, испугаться чего-то. Разум любит прошлое и будущее, он постоянно живет или воспоминаниями или ожиданиями и страхами. Фокусируются обычно на задаче. На чем-то, что существует не в прошлом или будущем, а сейчас.

Фокус на настоящем моменте — суть медитации.

Mindful of mind full

Поэтому если нужно четкое определение, то оно звучит примерно так: медитация — ментальное упражнение, способствующее повышению внимания на текущем моменте.

Инструкции всегда звучат просто. Сядьте поудобнее в тишине, чтобы вас не отвлекали, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и сфокусируйтесь на дыхании. Вдох. Выдох. Первые несколько секунд наступит тишина: мыслей нет, постоянный ментальный шум вдруг пропал.

Вау, вот оно, я медитирую! Черт, это была мысль. Я подумал, что я медитирую. У меня появилась мысль о том, что у меня нет мыслей. Интересно, это нормально? Наверное, у меня ничего не получается. Надо не забыть достать масло из холодильника, а то опять будет неудобно намазывать холодный кусок. Блин, ведь собирался почистить холодильник еще на выходных, а теперь уже вторник. А нет, среда. Оу, завтра встреча с юристом, чертовы носки, аа, чешется нога, блин, а, черт, я не умею медитировать!

Медитация это не расслабление в привычном смысле. Быть постоянно внимательным — активная работа. Самый распространенный способ это фокусироваться на дыхании. Не думать о дыхании, а просто перенести внимание на этот процесс. Можно представить себе точку, например, кончик носа. Воздух проходит через него в одну сторону, надувает грудь и живот, замирает на мгновение и медленно выходит наружу.

Почти сразу в голову полезут мысли. Это нормально. Не нужно считать, что это провал, что раз ваш разум не остался чистым, то вы не умеете медитировать. Суть не в этом. Суть в наличии выбора: стать этой мыслью или заметить ее как мысль. Всю жизнь мы шли первым путем. Приходит мысль и все, она хозяйничает в голове. Она может быть назойливой, не давать заснуть ночью, а может наоборот исчезнуть и забыться («блин, что же я хотел спросить?»). Быть в рабстве у мыслей опасно, иногда это превращается в пытку. Но есть другой путь. Очень сложный, но существенно более верный. Я — не мои мысли. Я — разум, и разум может существовать без мыслей. Значит, мысли находятся «снаружи», они не определяют меня.

Что такое разум без мыслей и кто такой «я» вообще — отдельная большая тема, косвенно связанная с медитацией. Мы о ней поговорим в следующий раз. Пока можно принять простую модель: есть разум, проявляющийся в виде внимания, и есть мысли. Мысли без разума существовать не могут, как звук не может существовать без вещества, или волны на воде не могут существовать без воды. Но разум без мыслей, чистое внимание, существовать может. Спокойное вещество без колебаний, тихая гладь воды без волн. И каждому по силам достичь этого состояния.

Итак, я фокусирую внимание на дыхании, и тут вспоминаю про подштанники. Типично. Нужно поймать этот момент, для этого нужно быть внимательным. Это сложнее, чем кажется, мы не привыкли замечать мысли и реагировать «хм, я подумал о подштанниках!». Обычно если приходит такая мысль, то мы ее «думаем», мы становимся машиной для обработки этой мысли. Если мы и как-то обрабатываем появившуюся мысль («блин, почему я думаю о подштанниках?!»), то делаем это другими мыслями. Это единственные инструменты, единственный режим работы, известный нам.

Но если быть достаточно внимательным, то можно подняться чуть выше и понять, что это была мысль. Заметить ее не другой мыслью, а чистым вниманием. Не нужно ее анализировать, пытаться выяснить, почему в голову пришла именно она. Анализ и рассуждения — это тоже мысли, а мы пытаемся от них абстрагироваться. Не нужно осуждать себя за то, что мысль пришла. Потому что осуждение это тоже мысль, эмоция, ментальная конструкция. Нужно просто ее заметить и отпустить. Она может продолжить развиваться, а может просто исчезнуть. В любом случае, нужно продолжить наблюдать за ней. Несколько мгновений после этого — спокойствие, тишина. Потом приходит новая мысль и процесс повторяется. «Хм, я вспомнил про школьную подругу». «Хм, у меня появилось желание съесть конфетку». «Хм, появилось волнение по поводу завтрашнего похода к врачу». Со временем периоды спокойствия между мыслями увеличиваются, мозг начинает привыкать к альтернативному для себя режиму работы.

Иногда получается хорошо. Иногда с мыслями справиться вообще невозможно.

Важно понимать, что нет цели избавиться от мыслей, изменить разум, заставить его не думать или не волноваться. Это нечестная игра, не нужно в нее играть. Цель — отделить внимание от мыслей, подняться выше мыслей и эмоций.

В одном из уроков по медитации используется очень классное сравнение: мысли в голове похожи на многополосную автотрассу. Во все стороны несутся машины, а ты бегаешь от одной точки к другой, стараешься заглянуть в каждое окно. Нет никакой надежды успеть и вообще справиться с этой стихией. Иногда машин мало и они медленные, иногда образуются гигантские пробки, иногда трасса просто заполнена. Суть не в том, чтобы замедлить машины или снизить их количество или очистить всю трассу. Суть в том, чтобы уйти с трассы на соседний холм и спокойно наблюдать за потоком машин с высоты.

Возможно, вы слышали про осознанные сновидения. Это когда ты во сне понимаешь, что ты во сне, и получаешь некий контроль над происходящим. Можешь изменять реальность вокруг себя и все такое. У меня никогда не получалось, но я помню совет для развития этого навыка: регулярно в течение дня задавать себе вопрос «не сон ли это?». Таким образом можно выработать привычку и в какой-то момент вы зададите себе этот вопрос во сне, ответите на него и осознаете, что вы во сне.

С разумной внимательностью, которую развивает медитация, похожая история. Можно выработать привычку замечать свои мысли со стороны.

Советую начать медитацию с мизерных шагов. Медитируйте две минуты каждый день. Будьте внимательны и любопытны. Понаблюдайте за собой.

Что почитать?

Книг про медитацию много, советую начать с этих.

10% Percent Happier, Dan Harris

Дэн Харрис — корреспондент американского телеканала. После нескольких лет стресса и наркотиков открыл для себя медитацию и написал об этом книгу. Идея прагматичная и реалистична: вы скорее всего не сможете кардинально изменить свою жизнь, но сможете сделать ее на 10% лучше.

Очень интересная книга, во многом просто автобиография. Не ждите от нее конкретных инструкций. Интересно, как Дэн справился с дилеммой: с одной стороны, медитация сделала его спокойнее и добрее, с другой ему нужно быть жестким и более принципиальным чтобы продолжать карьеру.

Есть аудио-версия, записанная самим автором. Слушается очень легко, советую. Изучающим английский — хорошая практика, Дэн читает четко и приятно, язык в книге довольно простой.

Mindfulness in Plain English, Henepola Gunaratana

Пошаговая инструкция к развитию разумной внимательности через медитацию и хорошее объяснение сути этой практики. Самая полезная в практическом смысле книга в этом списке.

Waking Up, Sam Harris

Одна из лучших книг про мозг, разум, mindfulness (нормального русского термина для этого слова нет), медитацию и духовность без религии. Написана ярым атеистом, философом и специалистом по неврологии Сэмом Харрисом (не имеет отношения к Дэну Харрису). Да, книга про духовность от атеиста.

Отдельное внимание уделяется идее иллюзорности эго и отсутствию разделения разума от вселенной.

Так же есть аудио-версия, записанная самим автором. Сэма очень приятно слушать.